Описание и технические параметры БАРС-Т
Назначение
Цифровое автоматическое устройство управления вентилятором охлаждения двигателя (ЦАУУВОД- «БАРС») предназначено для поддержания рабочей температуры двигателя внутреннего сгорания автомобиля с точностью до 3 градусов в диапазоне температур от 80 до 89 градусов (в зависимости от типа двигателя и установленного термостата) и разработано вместо штатной схемы охлаждения двигателя, предусмотренной конструкцией автомобиля и использующей термовыключатель и реле для включения электровентилятора охлаждения двигателя (далее-ЭВ).
«БАРС-Т» может быть использовано как вместо штатной схемы управления охлаждением двигателя, так и одновременно с ней, позволяя иметь 100% резерв управления ЭВ. Устройство позволяет обеспечить экономию топлива (по сравнению с Вискомуфтой и механической крыльчаткой) до 1,5л\100км, повышая тем самым мощность отдачи двигателя для движения!
«БАРС-Т» обеспечивает плавный запуск (отсутствие пусковых токов) ЭВ и более экономичный режим его работы, путем изменения среднего значения напряжения на ЭВ (мощности ЭВ) в зависимости от температуры двигателя. Использование в устройстве двух независимых силовых выходов дает возможность реализации подключения либо двух ЭВ, либо одного ЭВ и электропомпой. Для обеспечения эксплуатации автомобиля в сложных дорожных условиях, например при преодолении бродов, затопленных участков дороги и т.д.,
«БАРС-Т» позволяет отключать ЭВ c помощью одновременного нажатия на кнопки «<» и «>». Включение- повторное нажатие кнопок. Нажатие на кнопку «<» в рабочем режиме переводит режим индикации в показания внешней температуры по алгоритму: короткий звуковой сигнал-знак (при отрицательных температурах)-первый разряд-второй разряд- пауза- короткий сигнал- и т.д. По циклу. Выход из режима осуществляется нажатием на кнопку «>» или «ENT».
«БАРС-Т» рассчитан на установку в салоне автомобиля. Оптимальное место расположения - в панели приборов, что является более целесообразным местом расположения по сравнению с расположением устройств, предназначенных для охлаждения двигателя, под капотом, в связи с относительно постоянной температурой и влажностью воздуха. Установка разработанного устройства в салоне автомобиля имеет особое значение для внедорожников и автомобилей, эксплуатируемых в сложных дорожных и климатических условиях. Использование при данном варианте установки устройства длинных соединительных силовых проводов, являющихся своеобразным фильтром от помех и эквивалентных индуктивности, а так же низкая тактовая частота на выходе силовых полевых ключей, дают эффект подавления помех в спектре работы радиосредств и электронных устройств автомобиля, что обеспечивает их электромагнитную совместимость.
С целью гарантированного охлаждения «БАРС-Т» при любых внешних температурах, длительного времени непрерывной работы, а также уменьшения габаритных размеров, в составе устройства используется радиатор для охлаждения силовых ключей с вентилятором (далее - кулер).
Установка БАРС-Т в автомобиле
Блок управления устанавливается в любом удобном месте в салоне автомобиля в районе панели приборов вентилятором кулера (радиатора) вниз. Например, для автомобилей УАЗ-Патриот на крышке люка предохранителей.
Плата управления предназначена для установки в удобное место для управления и обзора на панели приборов автомобиля, в том числе вместо неиспользуемых кнопок (заглушек).
Схема подключения представлена на Рис. 2.
Порядок подключения БАРС-Т
-
Проложить и подключить кабели согласно рис.2
-
Подключить через разъем вентилятор + вывод на вывод «В1» и «В2» клемной колодки разъема, - вывод на минус аккумулятора.
-
Провод от вывода «+» колодки подключить к + аккумулятора.
-
Провод разъема «З» подключить к замку зажигания (к центральному переключателю печки).
-
Провод разъема «У» подключить к проводу под капотом, который ранее шел на датчик.
-
Провод разъема «Д» подключить к датчику.
-
Провод разъема «К» подключить к корпусу автомобиля (целесообразно к кронштейну крепления передней панели).
-
Провод разъема «Д вн.» подключить к цифровому внешнему датчику температуры, входящему в комплект поставки. Внешний датчик температуры целесообразно размещать за решеткой радиатора в нижней части, с расчетом наименьшего попадания влаги. При отключенном датчике работа блока невозможна!
-
Закрепить кулер устройства на крышке люка предохранителей, предварительно сделав отверстия под винты М3 (вентилятором вниз).
-
Разместить плату индикации и управления в удобном месте ( например в корпусе заглушки от неиспользуемой кнопки, прорезав прямоугольное отверстие размером 18Х18мм.) с помощью клея и подсоединить провод к блоку управления
-
Подключить разъем к ответной части с проложенными проводами.
-
Включить зажигание и завести двигатель, дать прогреться двигателю. При включении зажигания раздастся короткий звуковой сигнал и на индикаторе высветится текущая мощность ЭВ.
-
Регулировку необходимой температуры осуществлять с помощью кнопок на плате индикации и управления. Нажать кнопку «Ent» и удерживая ее уменьшить с помощью кнопок «<» или увеличить с помощью кнопки «>» необходимую температуру. Каждое нажатие на кнопки сопровождается прерывистым звуковым сигналом. При первичном включении устанавливается автоматически температура 83 градуса.
-
После прогрева двигателя и при начале запуска ЭВ на индикаторе начнет отображаться текущая мощность, подводимая к ЭВ. При мощности 10-40%, с помощью подстроечного резистора на блоке управления, выставить показания стрелочного прибора на приборной панели автомобиля рабочую температуру.
БАРС-Т к эксплуатации готов.
Примечание:
Целесообразно проводом с сечением 4-6мм. Соединить корпус двигателя с местом подключения заземления БАРС, а так же соединить корпус термостата с корпусом двигателя дополнительной перемычкой сечением 2,5мм.
Средняя кнопка на плате индикации и управления соответствует «ENT», левая кнопка - «<» и соответственно правая «>».
Одновременное нажатие на кнопки «<» и «>» позволяет оперативно отключить ЭВ при преодолении бродов и включить после преодоления.
Целесообразно датчик внешней температуры после прокладки проводов и установки по месту, дополнительно обработать силиконовым герметиком, нонося его поверх термоусадки с заходом на провод.
Для автомобилей Евро 3 провод с клеммой «У» не подключается (температура на стрелочный прибор подается с микроконтроллера автомобиля). Для работы устройства в корпусе термостата необходимо установить датчик типа ТМ106-10 или ТМ106-11 (предпочтительней), вывернув заглушку, а в случае ее отсутствия просверлить отверстие (недосверленое на заводе) сверлом 14,5-15мм. И нарезать резьбу М16 шаг 1,5мм.
Соответственно пункт 14 на Евро 3 не выполняется!
При установке ЭВ спаренных (Шеви Нива), один ЭВ подключать к «В1», второй к «В2». При использовании электропомпы, помпу подключать к любому из каналов.
Внимание!
1. Не следует затормаживать вентилятор кулера, во избежание выхода из строя устройства!
2.Рекомендуется установка предохранителя в «+» цепь вентилятора (непосредственно на вентиляторе) не флажкового типа, желательно «под винт». Возможно использование электрических автоматов защиты (пакетников), предпочтительней фирмы Легранд.
3. Через 2-3 недели рекомендуется проверить затяжку крепления проводов в колодке с выводами «+», «В1» и «В2» во избежание оплавления колодки!
После оплаты изготовителю (поставщику) не забудьте получить код и порядок выхода из режима «ДЕМО»!
Основные характеристики БАРС-Т
-
Напряжение питания 10-18В.
-
Потребляемый ток в деж реж. не более 10ма
в раб. реж 0% мощности не более 40ма
в раб. реж 100% мощности не более 48А
-
КПД БАРС-Т не менее 90%
-
Частота следования импульсов на ЭВ 85-115Гц
-
Количество силовых каналов на ЭВ 2
-
Максимальный ток в цепи ЭВ (суммарный для 2 каналов) 48А
-
Минимальный ток в цепи ЭВ 0,5А
-
Длительность импульсов на ЭВ в начале слежения 10%
в конце слежения 100%
-
Точность слежения за температурой двигателя 3 град.
-
Диапазон предварительной установки темп. 80-89 град.
-
Коррекция от внешней температуры при +20 град 0%
при +28 град +10%
при 0 град -10%
при -15 град -20%
-
Время срабатывания при КЗ и обрыве не более 1 сек.
-
Время слежения за температурой двигателя после выключения зажигания не менее 10 мин.
-
Частота звукового сигнала 4-5 кГц
-
Диапазон допустимых рабочих температур для -40-+85 град.
-
Температура радиатора блока управления в НКУ не более 40 град.
-
Точность показаний внешней температуры 1 град.
-
Вибропрочность 2 часа при 2G 25Гц.
-
Время непрерывной работы не ограничено
-
Габариты 70Х85Х75мм.
-
Вес не более 450 гр.
Основные режимы работы и индикации
-
Основной режим.
На индикаторе отображается текущая мощность в процентах с множителем 10, т.е. «1» соответствует 10%, «2»- 20%, «3»- 30% и т.д. «0»- на ЭВ не поступает мощность, «П»- 100% (полное питание).
-
-
Режим индикации внешней температуры.
-
При нажатии (кратковременном) на кнопку «<» на индикаторе отображается внешняя температура по алгоритму: Звуковой сигнал- знак (при отрицательных температурах)- первая цифра- вторая цифра- пауза- звуковой сигнал. И так в цикле.
-
-
Установка рабочей температуры двигателя.
-
При нажатии на кнопку «ENT» отображается установленная температура (по умолчанию 83 град). При необходимости ее изменить, не отпуская кнопку «ENT» для уменьшения на 1 град кратковременно нажать «<», для уменьшения на 2 град, соответственно нажать два раза и т.д. Для увеличения нажимать кнопку «>» удерживая «ENT».
-
-
Отключение-включение ЭВ при преодолении бродов
-
Отключение ЭВ производится одновременным нажатием на кнопки «<» и «>». При этом звучат короткие сигналы по 0,5сек с периодом 2 сек и на индикаторе отображается символ «-». Обратное включение после преодоления брода осуществляется повторным нажатием на данные кнопки.
-
-
Аварийные режимы.
-
А) на индикаторе отображается буква «о» и звучит прерывистый сигнал. Это означает, что в цепи ЭВ ток ниже 0,5А (обрыв). Необходимо проверить цепь (контакты колодки, разъем ЭВ). Допускается кратковременное перемыкание контактов на колодке «+» и «В1» или «В2» с целью проверки работы ЭВ.
Б) на индикаторе отображается буква «п» и звучит прерывистый сигнал. Это означает, что общий ток в цепи ЭВ более 48А (короткое замыкание). При этом необходимо немедленно выключить зажигание и устранить замыкание.
В) На индикаторе отображается символ из 3 прочерков и звучит прерывистый сигнал. Это означает обрыв или замыкание в цепи датчика внешней температуры. Необходимо проверить соединитель и сам датчик. После устранения неисправности восстанавливается рабочий режим автоматически. Этот режим можно использовать в качестве противоугонной системы! Для использования достаточно либо отключать датчик внешней температуры, либо разрывать цепь. В этом случае для работы системы необходимо вводить код перед каждым включением!
Порядок ввода кода:
1. При выключенном зажигании и погашенном индикаторе нажать среднюю кнопку на индикаторе столько раз, сколько содержит первая цифра кода.
2. Включить зажигание и нажать на левую кнопку столько раз, сколько содержит вторая цифра кода.
3. Нажать на правую кнопку столько раз, сколько содержит третья цифра кода.
После этого на индикаторе появится вместо прочерков текущая мощность и устройство перейдет в рабочий режим до следующего выключения зажигания ( если датчик отключен). Если датчик включен, то система больше не будет запрашивать код.